Индустриально развитые страны по-разному проходили путь становления и развития социального партнерства – через создание специальных органов и процедур, учреждение консультативных советов и комитетов. В отдельных странах принимали тактику невмешательства в отношения между работником и работодателем, где-то выносили согласование противоречивых интересов на уровень общегражданского политического процесса.
В России система социального партнёрства явление относительно новое. Оно учитывает мировой опыт, но имеет свою специфику. В большинстве случаев главной движущей силой развития социального партнерства стали профсоюзы. Они традиционно представляли интересы работников, унаследовали и усовершенствовали технологии работы в социальной сфере и смогли вовлечь в процессы не только государственные органы, но и создать серьезную базу регулирования социально-трудовых отношений на отраслевом уровне. Это сделало модель взаимоотношений более гармоничной и эффективной.
Профсоюзы, с одной стороны, оставаясь на платформе солидаризма (политической теории о необходимости солидарности, стремления к компромиссу, социальному сотрудничеству и духовному доверию среди различных слоёв общества), смогли стать организациями современными, методически и технологически оснащенными, объединившими специалистов из разных сфер, хорошо представляющими при этом свои цели и задачи.